Ярославская область, г. Ростов Великий, поселок Варницы, Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
2018 г.
Надвратная церковь в честь преподобных Кирилла и Марии Радонежских
Мозаичные иконы преподобных Кирилла и Марии
Техника — прямой набор (римская техника)
Материал — цветная и золотая смальта
Территория, занимаемая Троице-Сергиевым Варницким монастырём, в XIV веке входила в состав поместья Кирилла и Марии, родителей Сергия.
В 1427 году в Варницкой слободе на окраине города Ростова на месте рождения преподобного Сергия Радонежского ростовский архиепископ Ефрем основал монастырь.
Надвратная церковь над северными воротами монастыря строилась уже в наше время – с 2003 по 2006 гг. Этот собор в честь преподобных Кирилла и Марии Радонежских, согласно преданию, стоит именно на том месте, где находился дом родителей отрока Варфоломея. И паломнику, чтобы попасть в монастырь, нужно пройти через эти врата, и, словно исполняя завет преподобного Сергия, поклониться его родителям, прежде чем идти к нему.
Варницкий монастырь. Надвратная церковь во имя Кирилла и Марии Радонежских.
Эскиз. Лики Кирилла и Марии.
Работа над эскизом.
Эскизы на стене в мастерской.
Эскизы в офисе заказчика.
По просьбе заказчика предварительные эскизы выполнялись в натуральный размер.
Работа над ликом Марии.
Художник-мозаичист.
Художник-мозаичист решает сразу несколько задач во время набора мозаики. Во-первых, он строго следует эскизу и никак не должен исказить первоначальный замысел. Во-вторых, в его обязанность входит подобрать нужную смальту по цвету, форме, фактуре, выбрать правильное направление выкладки. И ещё, он всегда должен помнить и держать в своей голове образ будущей мозаики, хорошо представлять себе то, на каком расстоянии и как она будет восприниматься смотрящим. От этого зависит правильный выбор размера тессер. Одним словом, художник-мозаичист всегда идет от главного (целого) к деталям и никак не наоборот.
Работа над руками Марии.
Колка смальты.
Набор мозаики в мастерской подходит к концу. Лик воссоединился с иконой. Остается добрать фон.
Мария. Этап создания лика завершен, осталось перенести и закрепить его на икону.
Воссоединение всех частей. Закрепление лика к основному телу иконы.
На объекте. Начало монтажа.
Закрепление сегментов мозаики.
Процесс монтажа.
Монтаж.
Заполнение технологических швов смальтой.
Заполнение технологических швов.
Работа должна вестись чисто и аккуратно.
Вся команда работает на швах.
Погода в монастыре стоит чудесная.
Монтаж дело не простое и не быстрое.
На столе разложена смальта по отдельным емкостям. Всё необходимое должно быть под рукой.
Мария.
Мария Радонежская.
Леса убраны, место прибрано, всё движется к завершению.
На территории монастыря очень тихо и красиво.
Последние штрихи, и скоро Кирилл будет тоже закончен.
Кирилл Радонежский.
Кирилл и Мария на своих местах.
Надвратная церковь Кирилла и Марии Радонежских.
Слева на фото – часовня преподобного Сергия Радонежского. По центру – надвратная церковь Кирилла и Марии. Справа – гостиница, миссионерский корпус и православная гимназия.